Школа 1986
Суббота, 2024-04-27, 1:40 AM



Приветствую Вас Гость
[ Главная страница ] [ Грамматика нравственности 2 ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

ТЕМА УРОКА: «Дружба и друзья».
 

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Объяснить, что мы вкладываем в понятие «дружба»;

2. Показать на примерах, какую  роль играет друг в жизни каждого из

                                  нас.

3. Развивать эстетический вкус детей.

 

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Портреты друзей, нарисованные учащимися; аудиозапись песен В.Высоцкого «Песня о друге» и В.Шаинского «Песенка о дружбе»; поговорки и пословицы о дружбе и друзьях; изречения мыслителей древности.

 

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2.  Проверка домашнего задания.

         Заслушивается 5-6 стихотворений о дружбе, которые учащиеся сочинили дома.
       3.  Работа по теме урока.

 Мы с вами продолжаем разговор, начатый на прошлом уроке, о дружбе. Тема  сегодняшнего урока «Дружба и друзья». Вы написали замечательные стихи  о правилах дружбы. Немецкий драматург и литературный критик эпохи Просвещения  Готхольд  Лессинг сказал: «Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею». Как вы понимаете эти слова? Почему правила выполнять труднее, чем просто восхищаться дружбой?  ( Предполагаемые ответы учащихся)

 Каждый человек несет ответственность за труд, за поведение, за слова, которые произносились, за своих друзей. Истинных друзей, как правило, у человека немного, и их надо беречь. Прослушайте стихотворение Сергея Погореловского

 «Друзья».

 

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом — ты, матросом — я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька — так несмело

Вошел с поникшей толовой: —

Прости уж! Сердишься?.. Задело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь.

 

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Правильно ли поступил герой стихотворения, что простил своего друга, Кольку? (Предполагаемые ответы учащихся)
     Кто же он - настоящий друг?
Послушайте песню В.Шаинского «Песенка о дружбе». (Звучит аудиозапись) Так каким же должен быть друг? Есть ли у вас такие друзья? Должен ли друг говорить тебе правду и критиковать тебя, если ты не прав? Как вы понимаете смысл поговорки «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет»? (Предполагаемые ответы учащихся)

Послушайте отрывок из рассказа Алексина «Если бы не случай…».                                   

 

       Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футболь­ный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» — в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай. Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до   пристани. Он напрягал все силы... Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и

крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

— Ты откуда, хлопец, взялся?

— Сегодня мы брали у вас лодку... Я обещал вернуть...

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

 

Какие качества характера проявил Ваня, что бы сдержать данное слово? Как бы вы поступили на его месте? Почему автор называет остальных мальчиков «мнимыми друзьями»? Какая нравственная проблема поставлена в тексте? Важна ли она для вас? (Предполагаемые ответы учащихся)

Лев Николаевич Толстой сказал «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Послушайте «Песню о друге» В.Высоцкого. (Звучит аудиозапись). Какая мысль заключена в ней? (Предполагаемые ответы учащихся)

Да, дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям. С одной стороны быть к ним требовательными, а с другой – внимательными, тактичными, стараться не ранить их своими словами. Иначе может получиться, как в песне Вадима Егорова «Друзья уходят…». (Учитель поёт песню)


Друзья уходят как-то невзначай.

Друзья уходят в прошлое как в замять,

И мы смеемся с новыми друзьями,

А старых вспоминаем по ночам.

А мы во сне зовем их как в бреду.

Асфальты топчем, юны и упруги

И на прощанье стискиваем руки,

И руки обещают нам, приду.

                                   Они врастают, тают в синеву,

                                   А мы во сне так верим им, так верим,

                                   А на яву – распахнутые двери

                                   И боль утраты тоже на яву.

                                 Но не прерывать связующую нить

                                   Она дрожит во мне и не сдается.

                                 Друзья уходят – кто же остается,

                                 Друзья уходят – кем их заменить?

 

Возникает вопрос «Как же научиться дружить? Как обрести хорошего друга?»

(Предполагаемые ответы учащихся)

Ученица 8 класса Рая Сырцова из Ставропольского края написала:

«Если ты хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, смелым, стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба».

 

4.Подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, мы с вами говорили сегодня о дружбе и о друзьях. Дома вы попробуйте составить кроссворд личных качеств, которыми должен обладать друг (6-8 слов) и ответить на вопрос «Как научиться дружить?».

Форма входа


Статистика

Copyright MyCorp © 2006      Конструктор сайтов - uCoz