ТЕМА УРОКА: «Дружба и друзья».
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Объяснить, что мы вкладываем в понятие «дружба»;
2. Показать на примерах, какую роль играет друг в жизни каждого из
нас.
3. Развивать эстетический вкус детей.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Портреты друзей, нарисованные учащимися; аудиозапись песен В.Высоцкого «Песня о друге» и В.Шаинского «Песенка о дружбе»; поговорки и пословицы о дружбе и друзьях; изречения мыслителей древности.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Заслушивается 5-6 стихотворений о дружбе, которые учащиеся сочинили дома. 3. Работа по теме урока.
Мы с вами продолжаем разговор, начатый на прошлом уроке, о дружбе. Тема сегодняшнего урока «Дружба и друзья». Вы написали замечательные стихи о правилах дружбы. Немецкий драматург и литературный критик эпохи Просвещения Готхольд Лессинг сказал: «Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею». Как вы понимаете эти слова? Почему правила выполнять труднее, чем просто восхищаться дружбой? ( Предполагаемые ответы учащихся)
Каждый человек несет ответственность за труд, за поведение, за слова, которые произносились, за своих друзей. Истинных друзей, как правило, у человека немного, и их надо беречь. Прослушайте стихотворение Сергея Погореловского
«Друзья».
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом — ты, матросом — я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек...
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька — так несмело
Вошел с поникшей толовой: —
Прости уж! Сердишься?.. Задело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: — Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Правильно ли поступил герой стихотворения, что простил своего друга, Кольку? (Предполагаемые ответы учащихся) Кто же он - настоящий друг? Послушайте песню В.Шаинского «Песенка о дружбе». (Звучит аудиозапись) Так каким же должен быть друг? Есть ли у вас такие друзья? Должен ли друг говорить тебе правду и критиковать тебя, если ты не прав? Как вы понимаете смысл поговорки «Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет»? (Предполагаемые ответы учащихся)
Послушайте отрывок из рассказа Алексина «Если бы не случай…».
Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» — в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай. Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы... Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и
крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
— Ты откуда, хлопец, взялся?
— Сегодня мы брали у вас лодку... Я обещал вернуть...
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
Какие качества характера проявил Ваня, что бы сдержать данное слово? Как бы вы поступили на его месте? Почему автор называет остальных мальчиков «мнимыми друзьями»? Какая нравственная проблема поставлена в тексте? Важна ли она для вас? (Предполагаемые ответы учащихся)
Лев Николаевич Толстой сказал «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Послушайте «Песню о друге» В.Высоцкого. (Звучит аудиозапись). Какая мысль заключена в ней? (Предполагаемые ответы учащихся)
Да, дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям. С одной стороны быть к ним требовательными, а с другой – внимательными, тактичными, стараться не ранить их своими словами. Иначе может получиться, как в песне Вадима Егорова «Друзья уходят…». (Учитель поёт песню)
Друзья уходят как-то невзначай.
Друзья уходят в прошлое как в замять,
И мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам.
А мы во сне зовем их как в бреду.
Асфальты топчем, юны и упруги
И на прощанье стискиваем руки,
И руки обещают нам, приду.
Они врастают, тают в синеву,
А мы во сне так верим им, так верим,
А на яву – распахнутые двери
И боль утраты тоже на яву.
Но не прерывать связующую нить
Она дрожит во мне и не сдается.
Друзья уходят – кто же остается,
Друзья уходят – кем их заменить?
Возникает вопрос «Как же научиться дружить? Как обрести хорошего друга?»
(Предполагаемые ответы учащихся)
Ученица 8 класса Рая Сырцова из Ставропольского края написала:
«Если ты хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, смелым, стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдется и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба».
4.Подведение итогов. Домашнее задание.
Итак, мы с вами говорили сегодня о дружбе и о друзьях. Дома вы попробуйте составить кроссворд личных качеств, которыми должен обладать друг (6-8 слов) и ответить на вопрос «Как научиться дружить?». |